Искусство красноречия

Надо ли инженеру быть хорошим оратором? В парижской Политехнической школе (инженерно-техническом заведении 19 века), считали, что просто необходимо. Считали бы по-другому – гордились бы знаменитым выпускником. А так, Гюстава Эйфеля в «политех» не приняли: он не сдал экзамена по ораторскому мастерству. Это была пожалуй первая жизненная неудача молодого человека, выросшего в прекрасных условиях, в любящей и состоятельной семье. Впрочем, о неудаче говорить неуместно - Эйфель поступает в Парижскую школу искусств и ремесел, там он получает образование, больше соответствующее его способностям: техническому складу ума и тонкому эстетическому вкусу.

Поле деятельности

После получения диплома инженера 22-летний юноша начинает активно реализовывать полученные знания. Работая в конструкторской фирме «Шарль Нево», поначалу специализируется в строительстве мостов. Через три года Эйфель – основатель собственного завода металлоконструкций. Конструировал он много и по всему миру:

«Воздушный» - мост Марии Пии, Португалия. Использовался более ста лет, считается национальным памятником.

«Бон Марше» - универмаг в Париже. Авангардные элементы – стеклянная крыша, чугунные мостики.

«Ньюгати» – вокзал в Будапеште. Новизна проекта заключалась в том, что новое здание создавалось поверх старого.

«Статуя Свободы» в Нью-Йорке, США. К созданию этого национального символа Эйфель причастен буквально изнутри: он проектировал стальные опоры и несущий каркас.

«Железный Дом» в Икитосе, Перу. Постройка, к сожалению, характер носила сугубо демонстрационный. Сделанный по заказу местного миллионера особняк из железа (на зависть соседям, живущим в деревянных строениях) оказался не пригодным для жизни. В период дождей железо ржавело, в солнечные дни – нестерпимо раскалялось. Здание, однако, сохранилось до сих пор.

«Розовый купол» в роскошном отеле «Негреско» в Ницце. По легенде прообразом вдохновения послужила грудь его любовницы.

И конечно символ строений  - "Эйфелева башня"..

Как же ее не любили

Большое видится на расстоянии. Башню оценили только по прошествии времени. Это теперь ее называют «Парижанка». А тогда, в 1889 году высотную красавицу возведенную к Всемирной выставке, ругали на чем свет стоит. И даже собирались снести: - Эмиль Золя считал, что башня будет притягивать к Парижу грозы. В «чернильной кляксе» (один из эпитетов, придуманных противником сооружения) между тем обедал, Ги де Мопассан. Находившийся в оппозиции к «железной даме» писатель объяснял, что это единственное место, откуда башню не видно. «Усохшая фабричная труба», «Нелепый фонарь» – какими только эпитетами ее не награждали недоброжелатели. Но были и поклонники: «Стальная красавица», «Лестница в облака». Сам создатель называл ее скромно:  - Моя трехсот - метровая  башня.

Чем заниматься в старости?

Гюстав такого вопроса себе не задавал, ему было некогда. Ко времени создания башни он сильно увлекся аэродинамикой. Аэродинамические характеристики самого высокого на тот момент сооружения, были превосходны. В ней он проводил свои опыты. Впоследствии Эйфель построил весьма прогрессивную аэродинамическую лабораторию, которую потом подарил правительству. Консультировал многие инженерные проекты. Делал расчеты для авиации. Сам летал на «этажерках». Руководил установкой прожекторов на башне в Первую мировую.

По слухам, умер Александр Гюстав Эйфель в окружении двадцати пяти своих детей (причем женат он был, только один раз, а «официальных» детей у него было пятеро).