Русская душа

Евгений Оскарович Патон родился в Ницце. Там служил консулом его отец. Четыре брата и две сестры воспитывались в почтительном отношении к русской культуре. В гимназию Евгения отдали в  Штутгарте: по мнению отца, строгая немецкая система образования способствовала раннему взрослению и лучше готовила к жизни. К жизни - он был готов: четко знал, что хочет посвятить ее проектированию и строительству мостов.

- Абстрактные формулы меня не интересуют, – утверждал он, будучи студентом инженерного факультета политехнического института в Дрездене.

Мостостроение преподавали в Дрездене отлично, но строить мосты Патон мечтал в России.

Искусство перевода

Для работы в России нужен был российский диплом. Как и в наши дни, перевестись в вуз с другой программой, да еще из другого государства – дело непростое. Пришлось сдавать так называемую «академическую разницу». Феноменальная работоспособность Патона была продемонстрирована в полной мере. Пятикурсник Петербургского института путей сообщения за год сдает 12 дополнительных экзаменов, за 4 месяца защищает пять курсовых проектов. После такого результата, как и в Дрездене его приглашают преподавать. Это само по себе поразительно: в таком молодом человеке все видели потенциального выдающегося педагога. Патон принимает предложение в России, и (наконец-то!) начинает строить мосты.

Профессор не по годам

К 34 годам его приглашают преподавать в Киевский политехнический институт, он уже известный профессор-мостостроитель. Он борется с хаотичностью и бессистемностью преподавания в КПИ, где искусство мостостроения умудрялись преподавать на словах, без макетов и наглядных пособий. По его проектам строится мост в Тбилиси, мосты через реки Сож и Рось. Выпущены очередные книги, учебники, методические пособия, атласы, статьи. В Первую мировую войну Евгений Оскарович создает в военных целях конструкцию разборных мостов, которые так и стали называться «мостами Патона». После окончания войны пишет книгу «Восстановление мостов».

Броня крепка и танки наши быстры

В 1929 году профессор Патон становится академиком в 59 лет. Самое время… правильно, изменить направление сделать то, что молодым не под силу - создать принципиально новые мосты.

Мосты он создает, путем сваривания. Сварщиков в вузах не готовят? Значит, будут готовить! В КПИ по запросу Патона появляется новая кафедра, а потом и институт сварки. Так 1940 году СССР догнал США в освоении передовой технологии – автоматической сварки под флюсом.

Вторая мировая! Вместе с Институтом электросварки в 1941 году Евгений Оскарович эвакуируется в Нижний Тагил. К бронированной стали танков, автоматическую скоростную сварку применить удавалось с трудом - возникали трещины. Патон, как всегда решительно берется за новую задачу. «Патоновцам» впервые в мире удалось разработать и применить технологию автоматической сварки брони.

Два боевых ордена! Последний проект Героя Советского Союза Евгения Оскаровича Патона – цельносварной мост через Днепр.

Танкисты которые не видели Патона, тем не менее сложили о нем легенду: ходит по заводу старик, курит трубку, прикладывает ухо к корпусам танков. Если одобрит – ничего машине не страшно в бою!