Первые разработки

Генрих Саулович никогда не начинал рассказ о ТРИЗ с дефиниций, а начинал со времени появления идеи. Идея крутилась в голове с 1946 года, но тогда автор к ней серьезно не относился, воспринимая как само собой разумеющееся: если есть изобретения, то должны быть и рациональные способы изобретательства. После двух лет «обкатки» теория начала приобретать официальный вид и в 1948 году заявка на ТРИЗ была подана Сталину на 30-ти страницах, включая естественно прославление вождя и его роли в деле изобретательства. По существу, в письме было всего два абзаца: есть такая методика, хорошо бы ее включить в вузовские программы.

В пятидесятом, автора посадили..

С широко закрытыми глазами

Теория ТРИЗ начала применяться на практике в Лефортовской тюрьме, так шутил сам автор. Заключенным не разрешали спать ни днем, ни ночью. Задача заключалась в том, что для охраны глаза заключенного должны быть всегда открыты. От папирос оторвали два клочка бумаги - нарисовали зрачки обгорелой спичкой и слюной приклеили к векам. И стали ждать «Гос-приемки испытания»:

- Испытание прошло успешно. Три дня Генрих Саулович приходил на допрос выспавшись. В 1954 году он освободился из лагерей и сам говорил: - Много раз думал, что теориям сейчас не время, надо брать винтовку и стрелять других «изобретателей» – придумщиков изуверских пыток.

Шахматы и встреча с чудом

По признанию автора, в душе он сам не верил что созданная им методика решения изобретательских задач, не придумана уже кем-то другим. Настолько все лежит на поверхности:  - Есть задача - Если она стандартная – надо выбрать одно из стандартизированных решений. - Если не стандартная – свести ее к стандартной.

А с восьмидесятых годов, приоритет приобрела теория развития творческой личности (ТРТЛ). Для создания ТРТЛ было проанализировано и стандартизировано по методике ТРИЗ более тысячи биографий. Для наглядности результатов анализа автор приводил следующие аналогии:

«Шахматная партия» - В ней (ТЛ) Творческая Личность играет против (ВО) Внешних Обстоятельств, «ТЛ» - стремится к творческой цели, «ВО» - ей мешают. Грамотный ход со стороны Творческой Личности – это встреча с чудом. Но это должен быть один из первых ходов. То есть, человек творческий должен найти свой путь как можно раньше.

«Генрих Шлиман и Троя» - Это и есть «встреча с чудом». Шлиману - ребенку попала в руки книга о падении Трои, и в семь лет его дальнейший путь был обозначен. Основная задача – организовать эту встречу, предложив разнообразные ситуации и материалы, которые могут заинтересовать развивающуюся личность. Согласно ТРИЗ, преодоление противоречий, самый мучительный шаг в создании изобретения.